Совершенствование процесса предотвращения конфликтов в организации

Тема работы: Совершенствование процесса предотвращения конфликтов в организации.

Актуальность темы исследования.

В процессе трудовой деятельности коллектива нередко создаются противоречивые ситуации; они, в частности, могут возникать, когда в заранее задуманные проекты практика вносит свои коррективы и помехи; не меньше столкновений вызывают разные позиции и взгляды людей, выяснение которых порождает многочисленные деловые споры.

В таких случаях неизбежно столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей, что в конечном итоге и определяет конфликт [6, c. 73].

Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации.

Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности и эффективности организации.

Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Объект исследования - конфликтная ситуация.

Предмет исследования - процесс управления конфликтной ситуацией.

Цель исследования - совершенствование процесса управления конфликтной ситуацией.

Задачи исследования:

. Изучить типы конфликта и причины его возникновения.

. Рассмотреть модель конфликтной ситуации и методы её разрешения.

. Провести эмпирическое исследование причин конфликта и предпочтительных стратегий выхода из конфликта на примере конкретной организации.

. Предложить мероприятия по предотвращению конфликтов.

Гипотеза исследования - конфликт помогает выявить различные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив и т.д.

Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям возможность удовлетворить свои потребности в уважении и власти.

Новизна исследования - на основе теоретического материала и проведенного эмпирического исследования в конкретной организации, разработаны стратегии предотвращения и выхода из конфликта.

Степень и уровень разработанности проблемы. Понятие конфликта часто ассоциируется с агрессией, угрозами, ссорами, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его, по возможности, следует избегать.

Такое отношение к конфликту прослеживается в рамках школы научного управления, в классической школе и у приверженцев концепции бюрократии по М. Веберу.

В рамках этих школ считалось, что наличие четкой иерархической системы, рациональное распределение задач между подразделениями и сотрудниками в организации, разработка процедур и правил устранят условия для появления конфликтов.

В рамках школы человеческих отношений конфликт также считался нежелательным явлением.

Он рассматривался как результат неэффективного руководства организацией. Считалось, что хорошие взаимоотношения в организации могут исключить возникновение конфликтов.

Современная точка зрения заключатся в том, что конфликт в организации не только возможен, но часто и желателен.

Источниковая база исследования - информационно-библиографические издания следующих авторов: Бородкина Ф.М., Коряка Н.М., Вахрушева В., Джинни Скотта Г., Иванцевича Дж.М., Лобанова А. А. и других; периодические издания.

Методологической базой исследования послужили методики Дж. Г. Скотта, Алана Филли и др.

Методика исследования - теоретический и эмпирический способы организации и проведения научных исследований.

Методы исследования:

общенаучные;

предметные (психологические).

Теоретическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в теоретическом курсе менеджмента в разделе конфликтологии.

Практическая значимость работы подразумевает возможность применения полученных результатов в практической деятельности предприятия для решения конкретных задач и повышения эффективности работы.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ