Совершенствование процессов формирования стратегии развития организации на примере ОАО МРСК Центра - Смоленскэнерго

Актуальность исследования: в настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому индивидуально и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов[8].

В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: какие направления деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

Руководитель должен чётко и конкретно поставить перед собой цель, для получения в определённый срок желаемых результатов. Цель - это результаты, а стратегия означает их достижение. Стратегия - это инструмент руководителя для выполнения определённых задач, как стратегических, так и финансовых. Чтобы определить стратегию, необходимо изучить внутреннее состояние фирмы и внешние факторы. Только чётко представляя положение своей компании на рынке, учитывая особенности рынка, руководитель может лучше определить стратегию, способствующую достижению намеченных целей и финансовых результатов.

Стратегия компании состоит из запланированных действий и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств. Текущая стратегия компании составляется руководителем с учётом событий, происходящих как внутри, так и за пределами фирмы. Для разработки стратегии необходимо иметь талант предпринимателя и стратегический образ мышления. Руководитель должен постараться, чтобы его стратегия в максимальной степени учитывала события, происходящие за пределами фирмы, в частности потребности покупателей, последние действия конкурентов, возможности и опасности рынка, новые условия ведения бизнеса. Умение развивать стратегию напрямую зависит от предпринимательского таланта.

Всё вышесказанное подразумевает собой один вопрос относительно стратегии компании, который задаёт себе руководитель высшего звена: «Как мы видим свою компанию, что мы собираемся делать и чего мы хотим достичь?» Процесс разработки стратегии достаточно сложный, включающий в себя множество взаимосвязанных факторов и обстоятельств, от эффективности которого зависит деятельность организации, и её потенциал[21].

Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия на основе ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго».

Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:

- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго»;

- проследить динамику основных показателей деятельности компании в 2009-2011 гг.;

- проанализировать существующую стратегию развития в ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго»;

- разработать перспективную стратегию развития ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго».

Формирование стратегии развития предприятия