Современные подходы к оценке эффективности менеджмента

Многие российские предприятия до сих пор сталкиваются с серьезной проблемой - отсутствием эффективной системы управления. Старые советские предприятия в условиях централизованного планирования народного хозяйства не нуждались в выработке реакции на изменение условий хозяйственной деятельности и соответственно в создании открытых систем управления, а новые коммерческие компании зачастую вообще не имели и не имеют традиций организованного управления. В результате под давлением внешних и внутренних изменений предприятия теряют управляемость и несут финансовые потери. Теоретическую основу решения указанной проблемы может составить эволюционная концепция теории управления и результаты исследований развития сложных естественных систем.

Если брать в системном смысле эффективность - характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении определенных критериальных показателей и ограничений. Эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле - это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой системы - организации, реализацию целей и стратегий, достижение определенных качественных и количественных, экономических результатов.

Менеджмент как важнейшая сфера деятельности в рыночных условиях носит целенаправленный и целесообразный характер, что позволяет говорить о эффективном (или неэффективном) менеджменте.

Развитие экономики, предпринимательства, предприятий в рыночной среде показывает, что от эффективного менеджмента существенно зависит конкурентоспособность российской экономики в целом и конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий в отечественном и мировом экономическом пространстве.

Эффективность менеджмента зависит как от внутриорганизационных принципов и условий, так и от внешних условий функционирования экономики в целом, организаций-партнеров и конкурентов, потребительских предпочтений, законодательства, предпринимательского климата и многих других факторов.

Вопросы эффективного менеджмента, с одной стороны, являются неотъемлемыми аспектами организации, а с другой - не имеют однозначных решений и рецептов. Они являются достаточно новыми в науке и практике менеджмента.

Данная работа посвящена одному из сложнейших вопросов менеджмента организации - его эффективности. Эффективность менеджмента означает результативность, успешность деятельности организации, оптимальность управления организацией в рыночных условиях, обеспечивающего, с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей экономики в целом и потребителей в частности, а с другой - максимально возможное развитие и совершенствование внутренних условий деятельности организации.

Деятельность в организации осуществляется персоналом под управлением руководителей-управленцев-менеджеров. Поэтому главными факторами эффективности менеджмента являются рациональная стратегия, адекватная структура бизнес-процессов и технологии их выполнения, организационная структура и компетентный, целесообразно взаимодействующий персонал.

Основная часть