Конкурентоспособность и конкурентные преимущества: понятия и основные принципы

В табл. 1.2 приведены основные внутренние факторы конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность.

Таблица 1.2 Внутренние факторы конкурентного преимущества товара (услуги) и направленность их влияния на конкурентоспособность

Внутренний фактор конкурентного преимущества товара, определяемый системой

Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара

Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара

С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность

Рациональность организационной и производственной структур системы

Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность персонала системы

Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара

Прогрессивность информационных технологий

С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара

Прогрессивность технологических процессов и оборудования

То же

Научный уровень системы управления (менеджмента)

С увеличение количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара

Обоснованность миссии системы

Миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров

Факторы конкурентного преимущества организации также подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Конкретная украинская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ. В приложении Б приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.

Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители. Внутренние конкурентные преимущества организации Фатхундинов Р.А. предлагает разделить на шесть групп:

) структурные, образуемые при проектировании организации;

) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

) управленческие;

) рыночные;

) преимущества эффективности [50, с. 215].

Перечисленные в приложениях Б и В внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым.

В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.

Перейти на страницу:
1 2 3 4