Выбор стратегии достижения конкурентных преимуществ

Ценовое лидерство достигается, если предприятие осуществляет контроль над значительной долей рынка или использует другие преимуществаь (доступ к источникам сырья, уникальное оборудование). Данная стратегия означает способность предприятия разрабатывать, производить и продавать аналогичные продукты более эффективно, чем конкуренты. В этом случае основное внимание менеджеров предприятия направлено на контроль затрат, что является необходимым условием реализации такой стратегии. Лидерство в издержках - это агрессивная стратегия, направленная на достижение эфективности поизводства и обеспечение жесткого контроля всех видов расходов, т.е. это внутренняя стратегия, или стратегия операционной эффективности [34, с. 130].

Условием использования данной стратегии является наличие в отрасли эффекта масштаба и привлечение большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором выбора. Основные характеристики стратегии лидерства в издержках приведены в табл. 1.3

Таблица 1.3 Лидерство предприятия в издержках [33, с. 257].

Необходимые рыночные условия

- наличие крупных покупателей, которые могут диктовать условия сделки, сбивая цену; - предприятие имеет доступ к источникам дешевого сырья, рабочей силы или другим источникам снижения себе стоимости продукции - отраслевая продукция стандартна, покупатель может приобрести ее у разных продавцов; - спрос на продукцию высоко эластичен по цене и достаточно однороден; - преобладает ценовая конкуренция; - различия в товарных марках мало значимы для покупателей;

Риск (опасности)

- новые конкуренты и последователи получают такие же преимущества путем имитации товаров или осуществления инвестиций в оборудование; - увлечение производством одного товара, забывая о необходимости обновления продукции; - изменение предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик; - появление технологических новинок, которые сводят на нет преимущество в издержках; - неспособность уловить необходимостьсмены продукции или рынка в результате чрезмерного увлечения проблемой снижения себестоимости; - инфляционный рост издержек, подрывающий способность фирмы снижать себестоимость; - появление новых, более совершенных товаров.

Считается, что компания, функционирующая на принципах лидерства в издержках, получает следующие выгоды, которые защищают ее от пяти сил конкуренции, по М.Портеру:

) компания-лидер может вести наступательную ценовую конкуренцию, обеспечить защиту от ценовой войны, использовать низкие издержки в борьбе за долю рынка;

) она лучше защищена от диктата крупных поставщиков, доминирующих на рынке, если главным источником преимуществ по уровню издержек является внутренняя эффективность;

) крупные покупатели редко бывают способны сбивать цены ниже уровня, обеспечивающего выживание первых двух (по размеру издержек) производителей в отрасли;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7