Выбор стратегии достижения конкурентных преимуществ

Американские экономисты У. Кинг и Д. Клиланд считают синергизм важным элементов выбора, разработки и детализации стратегии. Они отмечают, что синергический эффект - каким бы потенциально большим он не был - не проявится сам по себе, его нужно планировать и извлекать. А это возможно, если синергия выявлена, определена и заложена в обоснованные планы. Хозяйственная практика свидетельствует, что эффект совместной деятельности всегда выше простой суммы индивидуальных усилий за счет потенциала сотрудничества, взаимосвязи [10, с. 129].

Впервые термин «синергизм» был введен И. Ансоффом для оценки взаимосвязи видов деятельности внутри фирмы. По его мнению, «по первоначальному смыслу концепция синергизма представляла собой переход от принципа экономии на масштабах производства к более широкому принципу стратегической экономии на масштабах деятельности, источником которой является взаимная поддержка различных стратегических единиц бизнеса» [7, с. 124].

Рыночными условиями использования данной стратегии является совместное владение ресурсами и сферами деятельности либо добровольное объединение усилий. Именно на синергический эффект ссылаются менеджеры, обосновывая необходимость приобретения или слияния предприятий.

Однако синергический эффект является чрезвычайно сложным явлением, его получение зависит от успешного совмещения многих различных элементов. Упущение хотя бы одного из этих элементов или их части может исключить возможность достижения такого эффекта. Чтобы избежать этого, желательно ввести коллективное обсуждение данного явления специалистами, обладающими знаниями в рассматриваемых областях. Это позволит исключить мышление на уровне желаний и ожиданий, столь часто присущее стратегиям поиска синергического эффекта.

Управление предприятием должно быть организовано таким образом, чтобы добиться реализации потенциального синергизма от управляющих бизнес-единицами. В противном случае, как отмечает И. Ансофф, появляется негативный синергический эффект. Ансофф считает, что, выбирая стратегию синергизма, менеджеры должны исходить из трех соображений [7, с. 126]:

) существует ли у предприятия традиция использования синергического эффекта?

) какой уровень взаимосвязи предпочитает высшее руководство и каким управленческим опытом оно располагает?

) какие требования и предписания будут задаваться условиям внешней среды? Считается, что чем выше ожидаемая нестабильность внешней среды и конкуренции, тем выше значение синергизма для достижения успеха.

Таким образом, в основе большинства стратегий лежит дифференциация либо низкие издержки, либо их комбинация, дополненная другими конкурентными преимуществами. Реальные жизненные ситуации намного сложнее теории и часто невозможно четко определить стратегию того или иного предприятия.

Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7