Основные понятия и определения организационной культуры

стабильность и контроль

Рис. 1. Рамочная конструкция конкурирующих ценностей различных организационных культур

Адхократическая культура:

Динамичное предпринимательское место работы. Люди готовы идти на риск. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство (предоставление) уникальных и новых продуктов или услуг. Поощряется личная инициатива и свобода.

Иерархическая культура: Очень формализованное и структурированное место работы. Руководство - рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций, за счет которых обеспечивается долгосрочная предсказуемость.

Рыночная культура: Организация ориентирована на результаты, выполнение поставленной цели. Лидеры твердые руководители, непоколебимы и требовательны, работники целеустремлены. Репутация и успех является общей заботой. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке, захват рыночной доли.

Каждая типология классифицирует оргкультуру компаний, выделяя различные признаки и особенности:

зависимость от специфики вида деятельности;

зависимость от морально-психологического климата в коллективе;

зависимость от особенностей взаимодействия с внешней средой;

зависимость от тендерных особенностей;

зависимость от риска менеджеров и типа обратной связи;

зависимость от системы конкурирующих ценностей;

зависимость от национальных особенностей.

Такое разнообразие типологий обусловлено тем, что оргкультура компании определяется не одним или двумя факторами, а достаточно большой совокупностью взаимосвязанных элементов и характеристик. Можно привести типологии культур, связанные со стилем лидерства и характером управления в компании.

Несложно разработать типологию культур, исходя из критериальных основ поведения персонала в этих культурах и строгости регламентации норм поведения. Можно выделить несколько типов культур в зависимости от характера процесса целеполагания в них и т.п. Характерно, что по одному признаку две компании могут относиться к одному типу, а по другому - к разным типам культур.

Организационная культура - это многомерное поле с множеством параметров и множеством измерений. На каждом из уровней изучения - поверхностном, подповерхностном и глубинном - приоритет будет отдаваться различным характеристикам, которые порой могут быть противоречивыми в рамках одной культуры компании.

Наиболее объективную, на мой взгляд, типологию можно получить, изучая именно глубинные слои этого поля, базовые представления культуры, смысловые понятия, верования и убеждения. В зависимости от постулатов этого уровня вырабатываются все остальные элементы организационной культуры: миссия, ценности, нормы поведения, тендерные установки, особенности взаимодействия с внешней средой, цели компании.

Перейти на страницу:
1 2 3 4