Типология организационных структур управления

За последние десятилетия изменились условия труда, коренным образом изменился сам характер работ:

· от неквалифицированной монотонной работы - к интеллектуальной работе;

· от шаблонных задач - к новаторству и инновациям;

· усиление роли образования и внимание к людям;

· от выполнения отдельных функций - к работе над проектом;

· от одной профессии - к широкой специализации;

· от власти руководителей - к власти потребителей;

· от координации сверху - к коммуникациям на каждом уровне.

· от централизации - к децентрализации.

В связи с этим на смену жестким иерархическим структурам приходят более мобильные и гибкие. В условиях быстрого развития ни формационных технологий и коммуникационных сетей возрастает роль как индивидуального, так и группового потенциалов сотрудников организации. Более активно использовать потенциал каждого работника позволяют структуры органического типа.

Итак, рациональная структурная организация системы - это важнейшее условие ее самосохранения и развития. Компанию можно считать высокоорганизованной и неэнтропийной, если в ней на всех уровнях иерархии активно идут процессы саморегуляции, самоуправления и самоорганизации. Тенденции распределенного управления отражаются в современных организационных структурах и реализуются, как правило, в структурах с горизонтальными связями. Вертикальные многозвенные структуры неэффективны в энергетическом и информационном плане.

Главным свойством структур органического или адаптивного типа является их способность изменять свою форму в соответствии изменяющимися условиями. Такие структуры управления стали развиваться с конца 70-х гг. XX в. Это связано с нарастанием изменений во внешней среде, а также с необходимостью быстрого реагирования на эти изменения. К органическому типу можно отнести: бригадные структуры управления, проектные и матричные организационные структуры.

Бригадная структура управления это

одна из старинных форм организации, которая активно возрождается в наше время. В основе этой

структуры лежит организация работ по рабочим группам, а сама организационная структура представляет собой совокупность иерархически связанных друг с другом малых групп. Основными принципами такой организации управления являются: автономная работа бригад, групп, артелей; самостоятельное принятие решений внутри бригады и координация работ; отсутствие бюрократических связей и возможность привлечения специалистов из других подразделений. Бригадная форма организации работ позволяет наиболее эффективно

воплощать идеи современной философии качества. Таким образом, бригадная форма эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации и ответственности сотрудников, с высоким уровнем организации, оперативной информации и коммуникаций.1

Структура организации, состоящая из рабочих групп, представлена на рис.6.

Рис.6. Органическая структура предприятия, состоящая из рабочих групп (бригад).

Проектная (программно-целевая) структура управления -

это временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи. Зачастую проектная структура формируется внутри какого-либо

функционального подразделения. Ее члены - это высококвалифицированные специалисты в различных областях, объединенные общей задачей. При организации предприятия в целом по типу проектной структуры, деятельность предприятия рассматривается как

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10