Критерии и методы отбора персонала

5. Интервью

Целью проведения интервью является сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах кандидата, проверка документальной информации в непосредственном контакте. Обмен информацией при этом происходит обычно в форме вопросов и ответов. Основные различия между типами беседы заключаются в [14]:

· подходе к беседе проводящего ее представителя фирмы;

· типе информации, которую желает получить представитель фирмы;

· сущности конкретной ситуации.

В беседе типа "а" проводящий собеседование заранее готовит список вопросов и в дальнейшем от него не отклоняется. Многие вопросы имеют перечень готовых вариантов ответа, и проводящему беседу приходится только отмечать ответы заявителя в заранее предусмотренных графах. Такая беседа имеет очень ограниченный характер, а получаемая информация не дает возможности обеспечить четкую последовательность в беседе. Данный подход стесняет и претендента, который не всегда способен ответить на поставленные вопросы.

Для проведения бесед типа "б" заранее готовятся только основные вопросы, но проводящий беседу может также приготовить и другие вопросы. Хотя этот метод требует большей подготовки от ведущего беседу, он допускает и большую гибкость, чем беседа типа "а". Представитель фирмы может задавать вопросы в тех областях, которые в данном конкретном случае заслуживают большего внимания и важны для данного рабочего места. Однако при менее схематизированных беседах их трудно повторить.

В беседах типа "в" проводящий беседу представитель фирмы готовит лишь список тем, которые следует затронуть.

Умение создать доверительную атмосферу, которая поможет кандидату преодолеть скованность и напряжение, выбрать наиболее подходящую в данном случае форму собеседования, моделировать ситуации, позволяющие раскрыть разные стороны личности и оценить профессиональный уровень кандидата, приходит с практикой.

При проведении собеседования следует придерживаться таких основных социально-психологических требований [15]:

. Вопросы следует четко и ясно сформулировать. Кандидат должен сосредоточить свое внимание и усилия на ответах на ваши вопросы, а не на расшифровке самих вопросов. Используйте простые и понятные слова. Не задавайте по несколько вопросов "на одном дыхании". Вопросы целесообразно сгруппировать по темам, плавно переходя от одной к другой. Иногда стоит подчеркнуть это: "Теперь, когда мы выяснили вопросы, связанные с вашим образованием, поговорим об опыте работы". Не давайте беседе сбиваться с заданного вами курса. Если ответ собеседника увел в сторону от сути вопроса, переспросите его: "Простите, я имел в виду.".

2. Сделайте так, чтобы кандидат говорил больше, чем вы сами. Помните, что это вы интервьюируете его, а не он вас. Смекалистый кандидат может разговорить вас так, что останется самое благоприятное впечатление о нем, хотя вы слушали самого себя.

. Обратите внимание на вопросы, которые он задает вам. "Золотое правило" интервьюера: 20 процентов времени задавать вопросы и 80 - слушать.

. Воспринимайте кандидата всеми чувствами. Бессловесный контакт не менее важен, чем словесный. Обратите внимание на мимику кандидата, жестикуляцию, позы, выражение глаз.

. Часто важную информацию дают ответы из областей, довольно отдаленных от непосредственного предмета разговора. Например, тот, кто увлекается полетами на дельтаплане, в сущности, дает вам понять, что любит рисковать. Если он сам построил дом, значит, он настойчив и может многое сделать сам.

Целесообразность использования тех или иных методов отбора определяется специалистами, отвечающими за поиск и отбор новых работников. Этот выбор в значительной степени зависит от должностного уровня работников, отбираемых на имеющиеся вакансии. В Таблице 1 приводятся данные, полученные западными учеными на основании масштабных исследований, в отношении частоты использования разных оценочных процедур в зависимости от уровня отбираемых работников [16].

Таблица 1 - Использование различных методов для отбора кандидатов разного уровня

Методы оценки

Низкоквалиф. рабочие

Специалисты

Линейные руководители

Среднее звено руководства

Выше руководство

1

2

3

4

5

6

Интервью

87%

96%

93%

93%

93%

Тесты знаний

34%

16%

8%

7%

5%

Тесты способностей

46%

21%

11%

8%

6%

Рабочие испытания (выполнение пробных заданий)

24%

10%

4%

2%

1%

Оценка навыков командной работы

4%

5%

6%

4%

6%

Стандартизованные личностные опросники

5%

8%

9%

14%

13%

Центры оценки

5%

2%

6%

7%

9%

Стандартная форма "сведения о кандидате"

80%

81%

78%

71%

61%

Резюме

20%

34%

33%

36%

40%

Рекомендации /проверка информации

70%

83%

79%

80%

73%

Аттестации (для принятия решений о продвижении)

70%

80%

84%

81%

79%

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6