Методы исследования проблемы

Опрос может быть выборочным и сплошным. Сплошной опрос применяется при необходимости исследовать всю совокупность людей, однако на практике это не всегда возможно. Поэтому чаще всего используется выборочный опрос, когда опрашивается отобранная на основе статистических методов часть изучаемой совокупности.

Далее рассмотрим основные виды опроса.

Анкетирование - метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

По технике заполнения выделяются две основные группы вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка стиля, запаса информации, круга ассоциаций. Закрытый вопрос всегда предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые исследователь разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и на данных пробного исследования.

В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Метод интервью получает все большее распространение в социально-психологических исследованиях. Это объясняется его преимуществами по сравнению с анкетным опросом. Информация, полученная с помощью интервью, является более полной, глубокой и определенной, чем анкетная, т.к. пропуск ответов практически исключается, а неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены.

Экспертный опрос - разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.

Некоторые методические и технические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследований с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить “скрытые” позиции респондента. Более того, использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова - активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия к организаторам исследования.

С целью определения потребности в развитии сотрудников ООО «Агентство коммуникаций «Маркетинг Лэнд» был проведен выборочный опрос с использованием специально разработанной анкеты (Приложение А). Метод анкетирования был выбран по причине оперативности его проведения, возможности охватить необходимое количество респондентов в короткий срок и провести наиболее качественную, точную и быструю обработку результатов.

В ходе исследования всего было опрошено 16 человек, из них: 4 -руководители, 11 - специалисты, 1 - служащие. Большинство респондентов с высшим или средним специальным образованием - 90 % опрошенных.

Перейти на страницу:
1 2 3