Теоретические основы стимулирования труда персонала предприятия

Мотивация в соответствии с теорией Врума может быть представлена следующим образом:

Мотивация = (З-Р)*(Р-В)*Валентность.

Смысл этой формулы состоит в следующем. Работник стремится получить вознаграждение, поэтому он вначале оценивает насколько ценно для него предлагаемое вознаграждение. Затем оценивает, дает общую оценку того, насколько его возможные усилия способны привести его к достижению цели. Эта оценка непосредственно определяет силу мотивации, т.е. степень готовности работника приложить усилия ради достижения цели. Из теории ожидания Врума вытекает ряд практических рекомендаций, которые следует учитывать менеджерам в своей работе:

1) Работник будет более производителен тогда, когда он будет сознавать значительную вероятность того, что его личные усилия приведут к высоким общим трудовым результатам, которые соответственно будут способствовать удовлетворению его личных потребностей, имеющих для него большое значение.

2) Необходимо систематически осуществлять сравнение потребностей подчиненных с вознаграждениями, получаемыми от организации, побуждать сотрудников точно формулировать свои потребности и ожидания и учитывать их при разработке мотивационных программ.

) Следует оказывать помощь подчиненным в осознании ими реальности заданий и путей их выполнения, ценности получаемого за это вознаграждения. Это помогает повышать их трудовые усилия.

) Потребности и ожидания различных работников неодинаковы, поэтому мотивационное воздействие возрастает тогда, когда он знает приоритетные ценности своих сотрудников и учитывает их при определении вознаграждения.

В общем и целом оценивая теорию В.Врума, следует отметить, что её ценность состоит прежде всего в доказательстве того, что в процессе формирования мотивов работники не только соотносят цели организации и индивидуальные задания со своими потребностями определяют их личную привлекательность, но и оценивают средства и инструменты, а также вероятность достижения этих целей. Поэтому важно не только предложить сотрудникам действенные стимулы, но и необходимо указать им средства и возможности достижения целей.

Модель Портера-Лоулера. Эта модель соединила в себе основополагающие идеи выше рассмотренных вкратце теорий теории Адамса и Врума (теории справедливости и теории ожидания). Эту модель можно представить в виде схемы (Приложение 2).

Логика данной модели следующая: Человек определяет для себя ценность вознаграждения, ожидаемого за достижение трудовой цели, оценивает вероятность достижения цели и получение вознаграждения, что в целом определяет его трудовое усилие, направленное на достижение цели, стремление выполнить работу. Помимо этого для достижения цели большое значение имеют индивидуальные способности работника, а также восприятие им своих должностных обязанностей (ролевые требования). Полученный результат (достижение цели) влечет за собой внутреннее вознаграждение, т.е., гордость, самоуважение. Также работник получает внешнее вознаграждение, т.е. как его оценивает организация. Внешнее вознаграждение оценивается как справедливое или несправедливое. Внутреннее и внешнее вознаграждения, а также их оценка справедливости определяют удовлетворенность работой, которая оказывает обратное воздействие на оценку нового вознаграждения. Помимо этого, достигнутые результаты влияют на последующую оценку вероятности будущих вознаграждений.

Перейти на страницу:
6 7 8 9 10 11 12 13