Особенности стимулирования труда на предприятии

В рыночной экономике в отношениях между работником и компанией центральное место занимает совокупность всех видов вознаграждения, которые предоставляются компанией. При этом под вознаграждением понимается все то, что представляется для работника ценным или может казаться ему ценным.

Классификация форм вознаграждения персонала важна для всех сторон трудовых отношений. Она может использоваться работодателем для реализации им управленческих функций в целях осуществления воздействия на персонал. Наёмному работнику знание форм вознаграждения даёт возможность принять решение при выборе места работы; сопоставить свой настоящий доход с будущим реализовать свои материальные, социальные и духовные потребности, знать нормы своей ответственности перед работодателем и модифицировать свое трудовое поведение. Анализ сущности вознаграждения как элемента процесса трудовой мотивации позволяет классифицировать его по признаку источника возникновения вознаграждения во взаимосвязи «внешняя среда - личность». Выделяют два типа вознаграждения: внешнее и внутреннее.

Внешнее вознаграждение - это формы воздействия на производственное поведение работников, используемых организацией. Они могут классифицироваться:

- по форме выражения - материальные и нематериальные (благодарности, грамоты);

- по единицам измерения - денежные и натуральные;

- по способу получения наёмным работником - прямые (заработная плата) и косвенные (социальные выплаты и льготы, подарки);

- по срокам выплаты - текущие (заработная плата), единовременные (годовое вознаграждение, вознаграждение за выполнение особо важных заданий), периодические (премии)

- по длительности воздействия - краткосрочные и долгосрочные;

- по обязательности выплат - обязательные заработная плата, оплата отпуска, больничного листа и др.) и необязательные (дополнительные льготы);

- по организационно-правовым формам - в соответствии с ТК РФ, локальными нормативными актами, коллективным договором и соглашениями;

- по источникам получения - государственные или корпоративные.

Внутренне вознаграждение представляет собой психологическое состояние личности, определяемое чувством удовлетворения от работы, содержанием труда, значимостью выполняемой работы. К формам воздействия на внутреннее вознаграждение относятся: вовлеченность персонала в принятие решений, наделение большей ответственностью; свобода действий и полномочий; возможность карьерного роста; разнообразие деятельности.

Роль и место вознаграждения в системе управления персоналом показаны в приложении 4. Размер вознаграждения зависит от преобладающей формы собственности в общественном производстве, уровня развития национальной экономики, политики государства в обеспечении минимальной заработной платы, национального богатства страны и т.д.

Процесс определения материального вознаграждения работника должен, с одной стороны, учитывать деятельность работника, с другой - мотивировать его на достижение желаемого уровня деятельности.

Материальное вознаграждение хотя и играет основополагающую роль в мотивации, но без учета других факторов не достигает своих целей. Оно должно сочетаться с социально-психологическими и организационно-административными факторами: признанием коллектива, участием в принятии управленческих решений, властью, привилегиями, интересной работой, продвижением по службе и т.д.

Материальная мотивация рассматривается как средство удовлетворения не только физиологических потребностей, но и потребности в безопасности. Величина вознаграждения может рассматриваться как отражение степени уважения и уровня занимаемого положения. Если рост вознаграждения отражает заслуги работника, то это показатель высокой оценки работника руководством, престижа и специального статуса.

Основное значение системы вознаграждения заключается в том, чтобы стимулировать производственное поведение сотрудников, чтобы стимулировать производственное поведение сотрудников компании, направляя его на достижение стоящих перед ней стратегических задач. Т.е. соединить материальные интересы сотрудников со стратегическими задачами организации. Это ключевое положение определяет следующие цели системы вознаграждения.

Привлечение персонала в организацию. В этом смысле система вознаграждения должна быть конкурентоспособной применительно к той категории работников, которые требуются организации.

Сохранение сотрудников в организации. Когда вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда, то сотрудники могут начать покидать её. Чтобы избежать подобной ситуации руководители должны обеспечить конкурентоспособность системы вознаграждения. Для этого необходимо достижение следующих целей.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7