Сущность мотивации: основные понятия, теории и модели

Нужно отметить, что в современной управленческой деятельности категория мотивации часто рассматривается в более широком смысле, объединяя понятия «мотивация» и «стимулирование». В этом ракурсе мотивация определяется как процесс сознательного выбора человеком того или иного поведения, определяемого комплексным воздействием внутренних (мотивы) и внешних (стимулы) факторов.

Современные теории мотивации, получившие развитие в последние 40 лет и основанные на результатах социально-психологических исследований, можно разделить на 2 категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений (потребностей) человека, которые заставляют его действовать определенным образом.

Процессуальные теории мотивации делают акцент на анализ и объяснение процессов побуждения человека к определенному поведению и его закрепление.

Знание содержательных и процессуальных теорий мотивации, понимание их взаимосвязи и взаимодополнения, умение пользоваться на практике дают реальную возможность современному менеджеру формировать необходимое поведение работников в организации, повышать результативность индивидуальной и групповой деятельности, удовлетворенность работой.

Содержательные и процессуальные теории не является взаимоисключающими.

Содержательные теории мотивации и их использование на практике управления: содержательные теории мотивации анализируют факторы, влияющие на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос, какие факторы побуждают человека к деятельности.

Первое упоминание о мотивации встречается в Библии, античных мифах и древних преданиях. В них подробно излагались методы «кнута и пряника», сокровища победителю, голову с плеч за отсутствие положительного результата. Когда вышла книга А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства», мотивация сводилась к стремлению достичь наиболее выгодного экономического положения и материального благосостояния. Далее Ф. Тейлор дополнил теорию Смита вознаграждением за проделанную работу, пропорциональностью трудового вклада, а главное - психологическими аспектами мотивирования трудового коллектива.

В своем проекте я хотела бы кратко сформулировать наиболее распространенные содержательные теории мотивации:

· Теория иерархий потребностей А. Маслоу;

· Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга;

· Теория потребностей МакКлелланда;

· Теория Х и У Д. Мак-Грегора;

· Теория условных рефлексов Павлова;

· Гедоническая теория П. Юнга.

· Теория ERG (существование отношений роста) Альдерфера.

Теория иерархий потребностей по А. Маслоу:

Сущность теории:

1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с последовательностью удовлетворения.

Самовыражение

Признание и самоутверждение

Причастность и поддержка

Безопасность и уверенность в будущем

Физиологические потребности

2. К первичным потребностям относят физиологические потребности и потребности в безопасности, защищенности.

3. Вторичные потребности - социальные (в присоединении, в сопричастности), в уважении и признании, в самовыражении (саморазвитии).

. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная (актуальная) потребность иерархической структуры.

. Особенностью удовлетворения потребностей является отсутствие обратной регрессии, т. е. удовлетворенные потребности выступают не целью, а условием развития человека.

Рекомендации к применению:

1. Задача руководителя - определить актуальный уровень потребности и выбрать из арсенала средств воздействия именно те, которые наиболее соответствуют актуальному уровню.

2. После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается, следовательно, руководитель должен скорректировать стимулы воздействия.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6