Сущность и содержание системы менеджмента качества

Уже в конце 60-х годов ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Качество должно обеспечиваться гораздо раньше - в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования.

Такой комплексный подход обеспечивает создание замкнутого процесса, который начинается с определения потребностей рынка и включает в себя все фазы совершенствования выпускаемой или разрабатываемой продукции, подготовку производства, изготовление, реализацию и послепродажное обслуживание на основе эффективной системы обратной связи и планирования, учитывающего конъюнктуру рынка, при минимальных расходах на обеспечение качества. [29]

Совокупность организационных и технических мер, необходимых для

обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции/услуг ее соответствия требованиям стандартов и контракта, называется системой качества.

Система менеджмента качества (СМК) согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. [7]

Система менеджмента качества каждого предприятия разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, специфики производимой продукции и рынка потребления, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, так называемой «петли качества», в которую входят следующие виды деятельности:

- маркетинг, поиски и изучение рынка;

- проектирование и разработка продукции;

- подготовка и разработка производственных процессов;

- материально-техническое снабжение;

- производство;

- контроль, проведение испытаний и обследований;

- упаковка и хранение;

- реализация и распределение;

- монтаж и эксплуатация;

- техническая помощь и обслуживание;

Система менеджмента качества организации, как и любая другая система, характеризуется составом элементов, среди которых:

- организационная структура;

- процессы;

- ресурсы;

- документация.

В целях разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента качества в организации формируется соответствующая организационная структура. Как правило, она включает руководителя организации, представителя руководства по качеству, координационный совет при руководителе организации, соответствующую службу, а так же ответственных представителей структурных подразделений организации.

Следующим элементом СМК организации является ее документация. Документирование СМК, выполненное в систематической и последовательной форме, придает ей официальный статус. Документально оформленная СМК означает, что:

- применяемые методы должны быть письменно зафиксированы, поддерживаться в актуальном состоянии;

- установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях, рабочих инструкциях, инструкциях по испытаниям;

- должно быть обеспечено оптимальное применение документированных процедур и инструкций.

Все этапы формирования и развития СМК организации должны поддерживаться соответствующими ресурсами. В ГОСТ Р ИСО 9001-2008 выделены такие ресурсы, как человеческие ресурсы, инфраструктура и производственная среда.

Перейти на страницу:
1 2