Формирование системы управления качеством продукции (услуг)

Система менеджмента качества (СМК) - система управления качеством производимой продукции или услуги в какой-либо организации.

Суть СМК заключается в следующем:

Система менеджмента качества - это подход к управлению организацией, нацеленный на качество производимой услуги и/или продукции, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры и внешних поставщиков) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества [23, с.85].

Цель СМК - достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества (соответствие как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).

Задачи СМК - постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.

Тактика СМК подразумевает следующее:

- предупреждение причин дефектов;

- вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества;

- активное стратегическое управление;

- непрерывное совершенствование качества продукции и процессов;

- использование научных подходов в решении задач;

- регулярная самооценка.

К методическим средствам СМК относятся:

- средства для сбора данных;

- средства предоставления данных;

- методы статистической обработки данных;

- теория общего менеджмента;

- теория мотиваций и межличностных отношений;

- экономические расчеты;

- системный анализ производства;

- управление с помощью планирования.

Основные составляющие системы менеджмента качества [Придерживаясь Госта ИСО 9000:2001 и концепции TQM]:

- установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги;

- наличие политики и целей организации организации (или выделенной части организации), соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних);

- постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей;

- определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации);

- разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества;

- определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК;

- разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК [12].

Как видно из определения, первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних) продукции или услуги, владельцев предприятий, персонала и общества. Политика и цели организации являются ответом на потребности и ожидания заинтересованных сторон. И последующий процессный подход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочной политики. Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к предельно высокому качеству.

В основу семейства стандартов ISO 9000: 2000 положены 8 основополагающих принципов, которые перекликаются с принципами TQM и призваны гарантировать достижение организацией постоянного успеха:

Принцип 1 - Ориентация на потребителя (клиента)

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Принцип 2 - Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует осознавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5