Нормативно-методическое и технологическое обеспечение системы управления персоналом

· экономические, обусловленные экономическим стимулами;

· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности работников.

Административные - возможны три формы проявления этого метода:

· обязательное предписание (приказы, запрет);

· согласительные (консультация, разрешение компромисса);

· рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, пожелание)(Трейси,1993).

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется путём организационного регламентирования, нормирования, инструктирования.

Распорядительное воздействие на коллектив или личность предполагает подчинение, которое бывает трёх типов:

вынужденное или внешне навязанное (сопровождается чувством зависимости и принимается как нажим сверху);

пассивное (удовлетворение, вызванное освобождением от принятия самостоятельных решений);

осознанное, внутренне обоснованное подчинение.

Рис.5 Система методов управления персоналом

Прямые воздействия могут усилить пассивность персонала и или привести к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задач и создания стимулирующих условий.

Экономические методы выступают в следующих формах: планирование, анализ, предоставление экономической самостоятельности. Это вызывает материальную заинтересованность работников результатами своего труда.

Социально-психологические методы - совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Для наибольшей эффективности воздействия необходимо знать психологические особенности исполнителей, социально - психологические характеристики коллективов; использовать приёмы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, соревнование, ритуалы, культура и прочее). Приёмы и способы социально - психологического воздействия определяются компетентностью и способностью руководителя.

Все методы связаны между собой.

Технологическое обеспечение системы управления персоналом включает проектирование системы управления персоналом, к которому необходимо подходить с позиции системного подхода.

Системный подход при проектировании системы УП всех уровней иерархии позволяет комплексно подойти к решению этой проблемы. Проектируются все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления, подсистема линейного руководства. Проектируются взаимосвязи всех компонентов целостной системы между собой и внутри системы, а также с внешней средой.

Таким образом, методологической основой построения системы управления персоналом должен стать системный подход к внутрифирменному использованию человеческого фактора. Он подразумевает, что подсистема управления персоналом тесно взаимодействует с другими подсистемами - финансовой, инновационной, инвестиционной, стратегического планирования, производственной, сбытовой.

Процесс разработки и внедрения проекта системы управления персоналом состоит из трёх стадий: предпроектная подготовка, проектирование и внедрение (Трейси,1993).

Структурное местоположение кадровой службы различно в зависимости от степени развития и особенностей организации. Выделяют несколько вариантов (Трейси 1993). Более подробно структурное проектирование службы управления персоналом рассмотрим в главе предложений по совершенствованию системы управления персоналом настоящей работы.

Изменяющиеся условия хозяйствования увеличивают потребность в совершенствовании системы управления персоналом. Как уже отмечалось ранее, в России назрела необходимость совершенствования и развития системы управления персоналом. С этой целью необходимо глубже изучать зарубежный опыт, адаптируя его к национальным особенностям.

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям необходимо чётко определить принципы управления организацией. При этом приведём сравнительный анализ устаревших и современных принципов управления в табл.2.

Таблица 2 Принципы управления организацией (Гончаров,1997)

Старые

Новые

Приказное управление

Работник сам определяет пути и средства достижения поставленных целей

Работники стимулируются повышением заработной платы и снижением рабочего времени

Удовлетворённость содержанием труда и возможностью проявить инициативу

Управление осуществляется медленной многозвенной бюрократической системой

Управленческая структура состоит из минимального количества звеньев

Трудовой процесс разделён на максимально возможное количество простейших операций

Трудовой процесс разделён на небольшое количество сложных операций, каждая из которых состоит из нескольких простых

Индивидуальная форма оплаты

Коллективная форма оплаты

Решения принимаются только на высшем уровне управления

Решения принимаются на всех уровнях управления

В случае необходимости работника легко заменить

Работника ценят и стремятся повысить его квалификацию

Оплата труда зависит от сложности выполняемой операции

Оплата труда зависит от квалификации работника

Имеется специальный аппарат для контроля качества

Качество контролируется самими исполнителями

Работа руководителя направлена на выявление ошибок

Руководство отмечает успехи подчинённых

Функции управления выполняют только менеджеры; у рабочих только исполнительные функции

Функции управления выполняют менеджеры и рабочие

Информация поступает на верхние уровни управления для принятия решений

Все уровни управления собирают информацию и используют её для принятия решений

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6