Структура федеральных органов государственного управления охотничьим хозяйством, и этапы ее формирования

В августе того же 1990 года упраздненная Главохота влилась в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР. Правительство определило Минсельхозпрод России специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира на территории Российской Федерации в части охраны и регулирования использования охотничьих животных. В функции указанного министерства входило осуществление государственного управления охотничьими хозяйствами и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства, а также осуществление надзора за соблюдением правил охоты, выдачи удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных.

Ликвидация самостоятельного государственного органа по охране и использованию охотничьих ресурсов повлекла резкое ухудшение обстановки в этой отрасли. Отмечались серьезные нарушения охотничьего законодательства не только со стороны граждан и различных организаций, но и со стороны органов власти субъектов Российской Федерации. Возникла реальная угроза полного разрушения системы охраны и управления охотничьими ресурсами. Так называемая «борьба суверенитетов» не обошла стороной и охотничье хозяйство. В республиках Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), в Пермской области были ликвидированы управления охотничьего хозяйства. В Томской области управление охотничьим хозяйством пытались возложить на лесное ведомство. В условиях царившего в тот период «правового беспредела» охотничьи ресурсы рассматривались отдельными руководителями, чуть ли не как личная собственность со всеми вытекающими из этого последствиями.

Функции Минсельхозпрода по охране и регулированию охотничьих животных в субъектах Российской Федерации выполняли охотуправления, организационно-правовой статус этих управлений был приведен из органа администрации в подразделения департамента сельского хозяйства, тоесть был понижен. В результате работники государственного управления охотничьим хозяйством не получили гарантий, предусмотренных для госслужащих.

В 2004 году в стране началась реформа федеральных органов исполнительной власти, которая, естественно, затронула и вопросы государственного управления и контроля за охраной и использованием охотничьих животных.

В марте 2004 президент подписал указ о системе и структуре федеральных органов государственной власти, в соответствии с которым структура этих органов включала в себя министерства, агентства и службы. При этом на федеральные министерства возлагалась задача по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также контроль за деятельностью находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. На федеральные службы возлагались функции по контролю и надзору, а федеральные агентства должны были осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

В ходе указанной реформы в Минсельхозе России был ликвидирован Охотдепартамент, а выполняемые им государственные функции распределены в соответствии с указом между Министерством сельского хозяйства и образованными федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). При этом половина функций, осуществляемых ранее Охотдепартаментом, была утеряна и не вошла в сферу созданных органов государственной власти.

Структура и сфера полномочий вновь созданного федерального органа представлена на рис.6

Рис.6 Структура федеральной службы управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ

В подчинении Россельхознадзора находились 65 вновь созданных территориальных управлений.

На Минсельхоз возлагались функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов охоты. К полномочиям министерства было отнесено принятие правил использования охотничьих животных и порядка исчисления ущерба, причиненного их незаконным использованием или уничтожением.

Россельхознадзор был уполномочен осуществлять контроль и надзор в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания. Кроме того, в компетенцию этой службы входила выдача разрешений на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лицензий на пользование этими объектами, лицензий на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению, гибридизации, на содержание и разведение охотничьих животных в полувольных условиях и искусственной среде обитания, а также выдача удостоверений на право охоты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На момент реорганизации в ведении Охотдепартамента находилось 84 региональных управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных, 22 государственных опытных охотничьих хозяйства, контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания и Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник. Кроме того, еще 56 заказников федерального значения действовали без образования юридического лица в составе региональных охотуправлений. Такая структура не вписывалась в новую систему государственных органов управления и подлежала реорганизации с учетом выполняемых функций. В обновленном министерстве на все вопросы охотничьего хозяйства было предусмотрено всего три специалиста в составе отдела, занимающегося также вопросами животноводства и ветеринарии. Госохотхозяйства, ФГУ «Центрохотконтроль» и федеральные заказники были переданы в ведение агентства по сельскому хозяйству. Для организации возложенных на Россельхоз функций по вопросам охотничьего хозяйства в составе центрального аппарата агентства в управлении животноводства и племенного дела был принят один специалист-охотовед. Основная часть штатной численности в количестве 21 человека по непонятным причинам была передана в Россельхознадзор. Региональные охотуправления несмотря на то, что в их задачи помимо надзора входила работа по ведению учета и мониторинга охотничьих животных, регулированию их использования, вопросы охотничьего собаководства, организация деятельности заказников и другие функции, не имеющие отношения к контролю и надзору, были почему-то признаны чисто контрольными органами. На этом основании в правительство было внесено предложение о ликвидации этих учреждений и передаче их штатной численности в полном объеме, включая численность работников государственных федеральных заказников, Россельхознадзору для формирования его территориальных органов.

Перейти на страницу:
1 2 3 4