Оценка рисков в туроперейтинге РФ

Элементом управления туристскими рисками на макроуровне выступает оценка степени диспропорциональности развития туризма по экономическим регионам, а значит, и уровня региональных рисков. Такую оценку целесообразно проводить с помощью различных показателей, среди которых наиболее подходящими являются коэффициенты дифференциации. Они характеризуют глубину неравномерности какого-либо социально-экономического явления (например, оплаты труда, уровня жизни) и применительно к туристской деятельности могут быть представлены в виде следующей модели:

I = n√K диф.1 * K диф.2*…* K диф.n

где I - индекс дифференциации регионального туризма (ИДРТ); диф = xmax i/xmin i - индивидуальный коэффициент дифференциации;i и xmax i - минимальное и максимальное значения i-го показателя туризма для двух соответствующих субъектов РФ;= 1, 2, … , n; n - число показателей.

Данный индекс можно рассчитывать для федеральных округов или для отдельных туристских зон федерального значения, имеющих четкую привязку к административным границам субъектов РФ. В любом случае ИДРТ отражает степень различий в развитии туристской деятельности региона и в сравнении с аналогичным индексом других регионов характеризует общий уровень неравномерности. Чем выше данный коэффициент, тем сильнее поляризация регионального развития и тем выше уровень региональных рисков. Для практических расчетов и на основе статистических данных регионального развития туризм1 будем использовать модель ИДРТ с 32 показателями.

Их можно объединить в следующие шесть групп:

) показатели КСР: численность, вместимость и количество обслуженных лиц для КСР гостиничного типа и специализированных КСР с разбиением последних на 4 элемента: санатории и пансионаты с лечением, дома и пансионаты отдыха, базы отдыха, туристские базы;

) показатели предприятий общественного питания2: вместимость, площадь зала для обслуживания, средняя численность работников и оборот общественного питания (с учетом наценки общепита и НДС);

)финансовые показатели: суммы дебиторской и кредиторской задолженности организаций туризма, а также сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток);

) средние потребительские цены на услуги в сфере туризма и отдыха: стоимость автобусной экскурсии, проживание в гостинице 2*-3*, в санатории, в доме отдыха, а также стоимость заказанного обеда в ресторане;

) показатели занятости: среднесписочная численность работников гостиничного хозяйства, оздоровительных учреждений и организаций отдыха, туристских фирм;

) показатели туристских ресурсов: численность музеев и театров.

Результаты расчетов ИДРТ по семи федеральным округам показаны на рис. 2.2.1. Самая высокая степень дифференциации наблюдается у Южного Федерального округа. Это объясняется крайне резкими отличиями в инфраструктурной составляющей туризма Краснодарского края и остальных субъектов. Так, в 2006 г. вместимость специализированных КСР в Краснодарском крае составляла 197,2 тыс. мест, а в Республике Дагестан - 2,1 тыс. мест, в Ингушетии - 0,12 тыс. мест, в Калмыкии - 0,04 тыс. мест. В Ингушетии, например, на конец 2006 г. не было ни одной зарегистрированной турфирмы, на ее территории функционировало только пять КСР, из которых три - гостиницы, а два - специализированные КСР. Для Южного Федерального округа характерна концентрация миллионов туристов на узкой полосе, в то время как близлежащие территории с уникальными ресурсами не используются вообще или используются для одного-двух видов туризма. По оценкам экологов и специалистов в области туроперейтинга, степень освоенности ресурсов в приморской зоне центральных районов черноморских курортов составляет 80-100%, а в горной и степной зоне - только 10-15% [1,с.49-50].

Эта проблема обостряется еще и тем, что темпы строительства новых объектов и модернизация старых в районах с высокой плотностью туристских прибытий не соответствуют темпам роста платежеспособного спроса.

Рис. 2.2.1 Значения индекса дифференциации регионального туризма по федеральным округам РФ

Сегодня неравномерность развития туризма в Южном округе еще больше усиливается, поскольку в условиях подготовки к Олимпиаде-2014 основные финансовые ресурсы и технологии будут направлены на развитие Краснодарского края, прежде всего района Сочи. Как это ни парадоксально звучит, но решение о проведении в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр стало фактором региональных рисков. Положительный эффект от привлечения многомиллиардных инвестиций в экономику края ожидается только в будущем, однако уже сегодня проявляются некоторые неблагоприятные последствия. Так, сразу же после объявления положительного решения Международным олимпийским комитетом произошел резкий рост цен на товары и услуги в Краснодарском крае. По данным российской статистики, в третьем квартале 2009 г. внушительный рост цен наблюдался на вторичном рынке жилья: средняя цена одного квадратного метра выросла, по сравнению со вторым кварталом 2009 г., на 6 тыс. 795 руб. Индекс цен на вторичном рынке жилья в крае только за один этот квартал составил 117,54%, тогда как в целом по России он был равен 103,86%. Цены на недвижимость догнали и превысили общероссийский уровень (рис. 2.2.2.).Высокое значение ИДРТ для Центрального Федерального округа связано с доминированием на рынке туристских услуг Москвы и Московской области как главных центров страны по приему и обслуживанию туристов, прибывающих в столичный регион с целью отдыха, оздоровления и развлечений. Самый заметный разрыв с другими субъектами округа наблюдается по финансовым показателям. В Москве сконцентрировано более 90% всех финансовых ресурсов страны, определенная часть которые обслуживает и объекты туристского комплекса: турфирмы, гостиницы, предприятия общественного питания, транспорт. В 2009 г. оборот общественного питания в Москве составил 60,9 млрд руб., что больше, чем, например, в Тульской области, в 76,2 раза. Прибыль московских организаций туризма превышала прибыль предприятий Тульской области в 1015 раз. Такой внушительный разрыв наблюдается на фоне развитых в туристском отношении областей центральной части России.

Перейти на страницу:
1 2