Специфика и факторы возникновения туристических рисков

Для эффективного менеджмента туристских рисков необходимо идентифицировать факторы риска, которые представляют собой совокупность предпосылок, увеличивающих вероятность и реальность рисковых событий. Содержание идентификационной процедуры должно базироваться на анализе статистических или экспертных данных, причем любой негативный тренд нельзя относить к причинам риска, поскольку он не обладает атрибутивными качествами риска. Теория риска постулирует, что источниками риска выступают процессы или явления, обусловленные случайностью возникновения, неоднозначностью и вариативностью протекания, неопределенностью исхода.

Несмотря на тезис о возможности вероятностной оценки и о принципиальной управляемости риска, данные характеристики представляются чрезвычайно жесткими для социально-экономических систем. В туристском комплексе вероятностным критериям соответствуют только природно-естественные неблагоприятные явления, а также отдельные технологические процессы в инфраструктурных объектах. Поэтому целесообразно некоторое смягчение критерия путем сведения рисков к существенным и наблюдаемым изменениям тенденций, которые стали или могут стать в будущем угрозой или барьером развития туризма. Другими словами, если имеет место внезапное изменение вектора туристского развития, подтвержденное экономическими индикаторами, то это является необходимым и достаточным условием для идентификации проблемы как фактора экономического риска.

В табл. 2.1.1 представлена динамика основных индикаторов туристской индустрии. Рост в последние годы большинства экономических показателей объясняется "бумом спроса" на туристские услуги, который ориентирован прежде всего на зарубежный рынок. В течение последних 15 лет прослеживается тенденция к росту объемов выездного туризма и потере привлекательности российских рекреационных зон среди иностранных граждан. Так, за первое полугодие 2010 г. Превышение выездных туристских потоков над въездными составило 4,7 раза (в 2000 г. оно было равно 1,7, в 1995 г. - 1,4). Главной причиной отсутствия потребностей в отдыхе внутри России является то, что внутренние цены сравнялись и даже превысили цены на аналогичные предложения по выездному туризму. Годовые темпы инфляции на внутренние туристские услуги более чем в 2 раза превышают рост цен на выездные туры (табл. 2.1.1). Однако разнообразие международных туристских предложений, высокое качество обслуживания на зарубежных курортах делают неконкурентоспособным рынок внутреннего туризма. Средняя цена путевки на курорты Турции в июне 2010 г. в расчете на 1 человека составляла 16 тыс. 331 руб. (8 дней / 7 ночей). Цена аналогичного пляжного тура в Испанию на побережье Средиземного моря и Канарские острова -24 тыс. 687 руб. Санаторно-оздоровительные услуги в российских курортных зонах ненамного дешевле: средняя стоимость одного дня (без учета проезда) в санатории - 1 тыс. 400 руб., в пансионате - 998 руб.1 С учетом низкого уровня сервиса на отечественных курортах оценка среднестатистическим туристом различных предложений по критерию "цена - качество" складывается не в пользу российского туристического комплекса.

Динамика экономических показателей туризма в России.

Показатель

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010*

Туристский поток, тыс. поездок: • въездной • выездной

2598 4485

2380 4191

3106 5044

3152 5640

2861 6557

2385 6785

2433 7753

826 3851

Число КСР**, ед.

9058

8915

8581

8517

8620

9269

9865

9968

Внешнеторговый оборот (ВТО) туристских услуг млн долл.

12 277

12 857

15 450

17 382

20 955

23 270

25 863

13 312

Доля туристских услуг в общем объеме ВТО товаров и услуг, %***

7,0

6,9

7,5

6,8

6,3

5,4

4,8

4,5

Платные услуги, млрд. руб.: • туристские • санаторно-оздоровительные услуги • услуги гостиниц

10,6 16,8 16,2

13,9 19,9 21,1

15,2 22,9 32,1

18,3 25,8 41,4

23,8 30,5 52,3

33,8 36,1 60,1

45,2 42,8 74,7

- - -

Индексы цен, %:**** • услуги зарубежного туризма • санаторно-оздоровительные услуги • экскурсионные услуги

 

- - -

108,0 122,1 118,2

104,9 119,0 116,7

102,8 112,8 124,7

102,4 111,2 115,5

104,3 115,2 107,1

106,2 115,6 115,6

Перейти на страницу:
1 2 3 4