Понятие и особенности менеджмента крупной корпорации

- ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты).

Рассмотрим способы регулирования естественной монополии со стороны государства и формы экономической организации в рамках которых возможно решение ее (естественной монополии) проблем.

Начать следует с прямого государственного регулирования естественной монополии. Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования.

Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

При реализации данного подхода возникают сразу же несколько проблем:

) необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре;

) сложность точного определения реальных издержек производителя услуг - естественной монополии.

Создание любого государственного органа несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание госчиновников. Если вспомнить, что в крупнейших российских предприятиях - естественных монополистах государству принадлежит либо контрольный пакет акций, либо близкий к нему по размерам, то становится очевидным, что ожидать высокой общественной эффективности от такого органа не приходится.

Можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что вторая проблема также не разрешена в Российской Федерации. Нетрудно убедиться, что именно предприятия - естественные монополисты ростом тарифов на собственную продукцию вызывают инфляцию издержек в народном хозяйстве. С другой стороны, хорошо известны «расточительные нравы» таких предприятий. Рядовой гражданин (потребитель) в конечном итоге и оплачивает это чрезмерное потребление предприятий - естественных монополистов.

Подводя итог, мы должны признать, что при очевидной простоте прямое государственное регулирование в нашей стране не дает возможности регулирования естественных монополий в интересах общества. Скорее, это происходит в интересах правящих элит.

Организация как процесс представляет собой функцию, которая непосредственно связана с систематической координацией в решении многих задач, стоящих перед различными хозяйствующими субъектами и структурами. Она предполагает отношения между органами управления, как по вертикали, так и по горизонтали. Основная функция организационной структуры - обеспечить разграничение передачи полномочий и определить, какие задачи будет решать та или иная нижестоящая организационная структура (вертикаль) и каковы взаимосвязи структур по горизонтали (размежевание функций, вопросы совместного решения и т. д.).

Если организация невелика и среда ее относительно проста и стабильна, то для нее может оказаться предпочтительной централизованная структура, преимущества которой в экономически эффективном использовании персонала, высокой степени координации и контроля.

Однако при прохождении коммуникаций «сверху вниз» теряется до 70% информации, а «снизу вверх» - до 90%. Тем временем при горизонтальном продвижении потери составляют лишь 10-30%, так что, в принципе, горизонтальные коммуникации - самый надежный и эффективный способ передачи информации внутри компании.

При реализации любого проекта, равно как и в процессе осуществления каждодневной деятельности без взаимодействия сотрудников, обмена информацией между отделами здесь не обойтись, однако добыть ее можно по-разному. В некоторых отечественных компаниях, особенно в больших, информацию получают «через верх». То есть посылают запрос начальству, а начальство уже дает распоряжение соответствующему отделу.

Типичная для огромного количества компаний (начиная с уровня среднего бизнеса и на подавляющем большинстве предприятий, менеджмент которых отягощен «советским» прошлым) внутренняя бюрократия, с искусственной изоляцией департаментов друг от друга, драматически замедляет процесс обмена информацией. А горизонтальные коммуникации позволяют получить нужные сведения быстрее - скажем, по неформальным каналам, от сотрудника одного отдела к работнику другого.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5