Анализ методических подходов к формированию стратегии развития организации

В последние годы предприятиям для успешного ведения бизнеса приходится своевременно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды и адаптироваться к ситуации. Оперативное принятие решений основывается на актуальной информации о деятельности предприятия, спроецированной на долгосрочные цели, которые обеспечивают необходимые темпы развития. Одним из решений, позволяющих достичь этих целей, является постановка системы стратегического управления предприятием.

Любое предприятие представляет собой сложный производственно-хозяйственный механизм с присущими ему организационной структурой, перечнем функций, бизнес-процессов, видами деятельности, набором продуктов, услуг, а также, что весьма важно, это микросоциум с определенными взаимоотношениями работающих в нем людей, их особенностями, традициями, культурой и др. Грамотное использование знаний каждого сотрудника в системе управления обусловливает успешное развитие предприятия, достижение поставленных целей.

Внедрение любой новой системы управления - всегда сложный процесс для предприятия и его сотрудников. Как показывает практика, не существовало проектов, реализация которых проходила бы гладко и не встречала сопротивления со стороны сотрудников предприятия. Внедрение системы управления рационально осуществлять с командой, состоящей из специалистов предприятия и сторонних консультантов, имеющих опыт практической работы в данной области. В этом случае знание специфики и возможных «подводных камней» в работе предприятия в процессе внедрения, которыми обладают его сотрудники, и использование наработанных методик разработки и внедрения, которыми располагают сторонние независимые консультанты, позволяют достигать поставленных задач и получать положительный эффект от внедрения в намеченные сроки.

С точки зрения современного менеджмента, под стратегией понимается «управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности». Главной задачей разработки стратегии предприятия является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности предприятия.

На фоне достигнутой в стране относительной экономической стабильности, когда на многих рынках снизился объем получаемой прибыли, возросла конкуренция за потребителей и рынки сбыта, руководители предприятий все чаще задумываются о перспективах роста и долгосрочных программах развития, ставят такие задачи, как четкая формализация миссии, постановка стратегических целей.

Важная задача состоит в том, чтобы правильно оценить приоритеты в распределении ресурсов, обеспечить их балансировку и довести до каждого сотрудника определенный набор показателей, сформированный именно для его уровня управления, целей, функций, ответственности. Разработав стратегию развития, руководство предприятия понимает, что это только первый шаг на пути к реальному стратегическому управлению - к управлению, при котором каждое управляющее воздействие и последующая реакция со стороны персонала направлены на достижение стратегических целей.

Разработка стратегии в широком смысле направлена на выработку долгосрочных целей развития предприятия и технологию их реализации, включая концентрацию всех имеющихся у него ресурсов, разработку программ действий, перенесение стратегических планов и показателей на тактический и оперативный уровни, донесение показателей до каждого сотрудника в сбалансированном виде.

После того как стратегия развития выработана, реализация стратегии должна быть направлена на информирование и обучение персонала. В процессе внедрения системы каждый сотрудник вынужден задуматься о своих долговременных целях и степени их соответствия целям предприятия, возможностях объединения этих целей. Только поняв личные стратегические цели и способы их достижения, сотрудники смогут реалистично оценить свой вклад в бизнес-процессы, направить свои инициативы в единое русло.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6