Анализ методических подходов к формированию стратегии развития организации

Итак, определив, зачем нужна стратегия, обозначив задачи стратегического планирования, сформулируем основные характеристики, которые необходимы для практического использования стратегии. Долгосрочный стратегический план развития предприятия должен быть:

- комплексным. В плане должны быть освещены все основные аспекты деятельности предприятия, важные для его функционирования и развития;

- непрерывным. В плане должно описываться поступательное развитие предприятия в целом и его отдельных аспектов (сфер) деятельности, в частности, в течение всего планируемого периода;

- последовательным. Шаги и этапы в развитии предприятия должны быть описаны именно в той последовательности, в которой их исполнение будет востребовано;

- непротиворечивым. Шаги и этапы развития предприятия и его подразделений должны быть увязаны и синхронизированы друг с другом так, чтобы темпы развития предприятия во всех без исключения аспектах его деятельности были оптимальным образом согласованы во времени и в последовательности действий;

- детализированным. Детализация должна быть достаточной для того, чтобы руководители ключевых служб и подразделений могли использовать этот документ в качестве основного практического руководства к действию.

В настоящее время существуют два наиболее распространенных подхода к бизнес-стратегии.

Вариант 1. Стратегия - развернутая декларация системы последовательных стратегических целей. Этот наиболее простой и широко применяемый (особенно в банках) подход обладает одним существенным недостатком: сама по себе такая стратегия не имеет непосредственной привязки к практической деятельности предприятия, так как не содержит прямых ответов на вопрос о том, как будут достигаться поставленные цели. В результате образуется существенный разрыв между системами стратегического планирования и оперативного управления, планирования текущей деятельности. Впрочем, такой формат представления стратегии идеально подходит для внутренних и внешних PR-целей, что тоже важно.

Вариант 2. Стратегия - развернутый детализированный бизнес-план в классическом понимании этого термина. Такой документ при соответствующем качестве разработки, безусловно, является существенным подспорьем в развитии деятельности предприятия, однако и он обладает существенным недостатком: по мере увеличения горизонта планирования точно предсказать параметры предполагаемых мероприятий и событий становится все сложнее, особенно в условиях динамично развивающегося российского рынка. В результате такая бизнес-стратегия, будучи полезным документом на краткосрочную перспективу, зачастую превращается в профанацию, когда речь идет о долгосрочных целях. Более того, изменения ситуации, требующие внесения существенных корректировок в итоговый документ, часто наступают еще до его завершения - и процесс разработки стратегического плана становится нескончаемым. Тем не менее, данный подход может быть разумным и целесообразным, но в основном для небольших горизонтов планирования либо для предприятий, работающих на стабильных рынках.

Основной причиной, которая приводит к снижению практической применимости разрабатываемых долгосрочных стратегий, является именно неправильный выбор формата их представления. Сформулированные профессиональными специалистами правильные идеи, разумные цели и реалистичные пути их достижения теряют свою полезность, будучи неудачно «упакованными». Таким образом, ключевым можно считать вопрос о том, как за короткий срок и в условиях высокой неопределенности понятно сформулировать программы развития, имеющие достаточную детализацию для их последующей практической реализации сотрудниками предприятия.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7