Управление конкурентными преимуществами предприятия индустрии гостеприимства

Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.

Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики, вплоть до продажи товара. Поэтому очень важно обоснованно регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ различных объектов. Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ. Схема превращения конкурентных преимуществ (КП) объектов в конкурентоспособность организации (Ко) показана на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Схема превращения конкурентних преимуществ объектов в конкурентоспособность организации [45, с.204].

На уровне 1 разрабатываются конкретные мероприятия по превращению отдельных факторов в конкретное конкурентное преимущество на уровне 2. Дальше эти преимущества должны воплощаться в конкретном товаре (или на рынке) с целью обеспечения его конкурентоспособности (уровень 3). На конкурентоспособность организации (К) на уровне 4 оказывают влияние конкурентоспособность ее товаров и конкурентные преимущества организации (КП0), к которым могут относиться ее миссия, имидж, уровень культуры, экологическая политика, качество системы менеджмента и другие факторы. На рис. 1.3 показано условно, что конкурентоспособность организации определяется конкурентоспособностью трех товаров и конкурентным преимуществом организации. Конкурентоспособность первого товара определяется тремя конкурентными преимуществами. В свою очередь, например, второе конкурентное преимущество первого товара (КП2Т1) достигается путем реализации трех конкурентных факторов (КП2.Т1.Ф1, КП2.Т1.Ф2, КП2.Т1.Ф3).

Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала рекомендуется осуществлять по формуле:

, (1.1)

гдеКп - уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;- 1, 2, ., n - количество экспертов;- 1, 2, . 7 - количество оцениваемых качеств персонала;

аj - весомость j-го качества персонала;

βij - оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;

п - максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов * n экспертов) [26, с 156].

Конкурентоспособность анализируемого объекта (товара, услуги) желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного объекта и конкурирующих объектов за нормативный срок их службы; совокупные затраты за жизненный цикл объектов. Полезный эффект - это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект - это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество - это потенциальный эффект для нескольких групп потребителей. Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило, меньше интегрального показателя качества объекта.

Полезный эффект - это одна сторона объекта-товара. Другой его стороной являются совокупные затраты за жизненный цикл объекта, которые, как правило, обязательно нужно понести, чтобы получить от объекта полезный эффект.

Конкурентоспособность объектов, по которым невозможно измерить их полезный эффект или совокупные затраты за жизненный цикл, можно определить на основе их экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж либо с применением экспертных и других методов.

Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических объектов (например, машин и оборудования) можно осуществлять по формуле:

Ка.о = (Еа.о/Ел.о)k1'*k2'*kn', (1.2)

гдеКа.о - конкурентоспособность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, доли единицы;

Еао - эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица;

Ел.о - эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке;' * k2' * kn' - корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Эффективность объекта рассчитывается по формуле:

Е = Пс / Зс, (1.3)

гдеПс - полезный эффект объекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта;

Зс - совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях конкретного рынка, денежная единица.

Перейти на страницу:
1 2 3