Совершенствование организационной структуры управления

Необходимость в структурных изменениях на предприятии возникает при существенных изменениях рыночной ситуации, переопределении целей и корректировке стратегий, при достижении предприятием определенных этапов развития, когда существующая структура сдерживает дальнейший рост.

На практике большинство структур предприятий не оптимальны: инструментарий обработки рынка беден, внутренние взаимодействия противоречивы, управление неэффективно. Такое положение вещей объясняется объективным отсутствием достаточного управленческого опыта у руководителей, знаний о практической эффективности методов взаимодействия с рынком, быстрым изменением экономической ситуации. Неоптимальная структура часто способна приносить прибыль и обеспечивать выживание предприятия, поэтому и сохраняется в неизменном виде до наступления кризиса.

В российских условиях решение об оптимизации организационной структуры предприятия часто принимаются руководством на фоне угрожающего нарастания проблем, оптимизация при этом рассматривается как панацея, от нее ждут чуда.

Реально оптимизация корректирует методы обработки рынка предприятием (либо внедряет новые), устраняет противоречия и дублирование во внутренних взаимодействиях, снимает проблемы, возникшие из-за несовершенства структуры. Проблемы, возникшие из-за несовершенства управления, поддаются решению через оптимизацию оргструктуры ровно в той мере, в какой поддается коррекции управление. Проблемы, обусловленные конфликтностью целей предприятия, структурной оптимизацией не решаются.

Эффект от оптимизации организационной структуры предприятия, в зависимости от ситуации, может быть, например, следующим:

· Сокращение непроизводительных расходов и пресечение воровства на предприятии.

· Перегруппировка персонала, избавление от балласта.

· Улучшение методов взаимодействия со старыми клиентами, прекращение их потерь.

· Повышение эффективности работы с новыми клиентами, рост валовых поступлений.

· Высвобождение руководства от рутины для решения именно стратегических задач.

· Более эффективное распределение капитала, ускорение оборачиваемости средств.

Значительную пользу приносит диагностика, предшествующая оптимизации, выявляющая действительные проблемы предприятия.

Побочным эффектом от проведения оптимизации оргструктуры может стать уход части дееспособного персонала из-за неприятия новой ситуации. (Например, на предприятии с хаотичным до проведения оптимизации управлением выстраивание иерархической структуры может опустить некоторых старейших работников на нижнюю ступень иерархии). Оптимизация может сопровождаться и увеличением затрат: перераспределение функций, увеличение нагрузки персонала в некоторых случаях должны подкрепляться дополнительным материальным стимулированием (рис. 8).

Оптимизация оргструктуры обычно проводится предприятием с помощью внешнего консультирования. Для этого существуют следующие основные причины:

· Для проведения оптимизации необходима объективная оценка ситуации со стороны: собственный взгляд предприятия «привычен» и узок.

· Практическая эффективность различных методов обработки рынка, сбора информации, управления неизвестна предприятию, если эти методы не применялись им ранее. Необходимую информацию предоставляет практикующий консультант.

· Объем работ по оптимизации оргструктуры предприятия очень значителен. Полностью самостоятельное проведение оптимизации руководителем предприятия невозможно в сжатые сроки.

Рис. 8. Изменение эффективности предприятия при оптимизации организационной структуры

Насколько структура предприятия оптимальна, нуждается ли она в изменении, определить обычно достаточно сложно. Руководителям ОАО «Иней» можно порекомендовать три более или менее эффективных способа определения целесообразности оптимизации организационной структуры:

1. На основе отраслевых показателей.

У конкурентов, использующих аналогичные стратегии, определяется величина затрат (через численность персонала, средние заработные платы, объем производства, величину наценки, и т.п.) и величина валовых поступлений (через объем сбыта). Такие данные могут быть получены подразделением маркетинга предприятия или кадровой службой. Показатели конкурентов и предприятия сравниваются. Значительное отставание предприятия в эффективности является предпосылкой для проведения оптимизации.

К сожалению, этот метод показывает лишь относительную оптимальность: если предприятие-конкурент неэффективно, «хорошие» собственные показатели ни о чем не говорят.

2. На основе внутренней информации.

Независимо друг от друга руководители подразделений предприятия и ключевые сотрудники должны заполнить оценочную таблицу. Так среди сотрудников аппарата управления был проведен опрос на предмет функциональной значимости организационной структуры управления ОАО «Иней» (табл. 8). Значение критерия оценивались в баллах от 1- до 10.

Таблица 8

Итоги опроса сотрудников ОАО «Иней»

Функции

Оценка экспертов

Средний балл критерия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Управление на всех уровнях

8

8

9

7

9

7

6

8

8

7,78

Планирование финансов

9

8

7

8

9

8

8

7

8

8,0

Планирование производства (закупки)

10

7

8

8

10

7

7

6

7

7,78

Планирование сбыта

8

7

6

7

10

7

7

6

7

7,33

Информационная обеспеченность подразделений

8

6

7

9

8

7

7

8

6

7,33

Квалификация кадров предприятия

10

9

8

9

8

8

9

7

9

8,55

Средний балл по организации

7,78

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6