Инструменты контроля качества и регулирования процессов

В настоящее время разработано большое количество инструментов качества и регулирования процессов. Рассмотрим саамы популярные из них.

"Семь инструментов" японского управления качеством.

1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы.

2. Использование статистических методов управления качеством.

3. Создание системы мотивации.

4. Поощрение обучения, повышения квалификации.

5. Организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления.

6. Создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы.

7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу [25, с.73].

Инициативные группы, кружки качества - Quality = Circle (QC) - это = добровольные объединения работников организации различного уровня и разных областей деятельности, которые собираются в свободное от работы время для проведения мероприятий по совершенствованию качества.

Обычно имеют девиз, например, "Думай о качестве ежеминутно", "Качество решает судьбу фирмы" и т.п. Идея их создания предложена профессором Каору Исикава.

Существуют семь простых статистических инструментов качества и регулирования процессов.

Японская версия:

. Метод расслоения данных - это статистический инструмент, который позволяет произвести селекцию (отбор) тех данных, которые отражают требуемую информацию о процессе.

Данные, разделенные на группы в соответствии с их особенностями, называют слоями (стратами), а сам процесс разделения на слои - расслоением (стратификацией или группировкой). Стратификация может производиться по различным факторам расслоения, выбор которых зависит от постановки конкретной задачи.

. Способ 5M учитывает факторы расслоения, зависящие от:

- человека (Man);

- машины (Machine);

- материала (Material);

- метода (Method);

- измерения (Measurement)

. Способ 5P учитывает факторы расслоения, зависящие от:

- работников (People) сервиса;

- процедур (Procedure) его выполнения;

- места (Place), где осуществляется сервис;

- потребителей (Patron);

- поставщиков, осуществляющих снабжение (Provision)

Контрольный листок - инструмент, предназначенный для облегчения процесса сбора данных, автоматического их упорядочения и повышения их достоверности с целью облегчения дальнейшего использования (обработки) собранной информации. Это удобное и наглядное средство регистрации информации, включающее в себя элементы контроля и первичной обработки данных [34, с.28].

. Анализ Парето - метод определения немногочисленных существенно важных факторов на основе построения диаграмм Парето.

Всевозможные причины (факторы) изменения качества делятся на две группы:

- немногочисленные существенно важные;

- многочисленные несущественные.

Принцип Парето

Существенного мало, а несущественного много

Правило 80/20

В большинстве ситуаций не многое число факторов (до 20 %) представляют наибольшие возможности для улучшения (дают около 80 % эффекта).

Диаграмма Парето - упорядоченная гистограмма, построенная по дискретным факторам, влияющим на качество, в порядке убывания их частоты, т.е. отвечающая принципу "сначала - самое главное".

Совмещенная диаграмма Парето включает дополнительно график кумулятивной (накопленной) частоты [28, с.26].

Два вида диаграмм Парето.

- по результатам деятельности, предназначена для выявления главной проблемы и отражает нежелательные (негативные) результаты деятельности:

- по причинам, отражает причины проблем, возникающих в ходе бизнес-процесса, и используется для выявления главной причины.

Данные на диаграмме подразделяют на три группы:

А - наиболее весомая группа включает объекты, которые по своему суммарному удельному весу в общих потерях составляют примерно 75 %. Объекты, входящие в группу А, имеют первостепенное значение;

В - объекты, удельные вес которых дает прирост потерь 20 % (от 75 до 95 %);

С - объекты, удельные вес которых дает прирост потерь 5 % (от 95 до 100 %).

Такое разделение на группы называется группировкой АВС (или АВС-анализом)

. Схема Исикавы (Диаграмма "причина-результат")

это диаграмма, предназначенная для изучения причинно-следственных связей и факторов, влияющих на объект анализа (показатель качества). Введена в МС ИСО 9004-4: 94.

Перейти на страницу:
1 2