Регулирование рисков в туроперейтинге

Многообразие и масштабы воздействия рисков ставят проблему поиска эффективных методов и инструментов их предотвращения и снижения. С учетом возможностей влияния на уровень и содержание рисков они реализуются по двум направлениям (макроэкономическое регулирование и внутренний риск-менеджмент).

Макроэкономическое регулирование имеет следующие составляющие:

. Четкие правила, регулирующие риски в туроперейтинге, а также систему информационного обеспечения ее участников;

. Эффективный государственный надзор за деятельностью туроператоров на рынке внутреннего и международного туризма;

. Надежную и эффективную систему финансовых и организационно-экономических гарантий безопасности туристов.

Административное и экономическое регулирование рисков со стороны государства предполагает существование системы туристского законодательства и подзаконных актов, описывающих механизмы и процедуры эффективного решения проблемных ситуаций. Государственное вмешательство в туристский сектор означает сочетание и тесную взаимоувязку принимаемых законов, с одной стороны, и конкретных правительственных мероприятий, призванных обеспечить осуществление их на практике, а так- же надзор за реализацией, - с другой. В русле мировых тенденций и с учетом большого числа нерешенных проблем в 2006 г. Госдумой РФ были приняты поправки к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые вступили в силу 1 июня 2007 г. Их главная цель заключается в упорядочении туроператорского рынка путем формирования единого федерального реестра туроператоров.

Чтобы обеспечить российских туристов качественными и низкорискованными туристскими продуктами, государство обязывает туроператоров иметь договор страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Институт финансовых гарантий достаточно успешно применяется в США, Испании, Великобритании, Израиле и других странах, причем размеры финансового обеспечения могут устанавливаться как для туроператоров, так и турагентов и варьироваться в пределах от 20 до 150 и более тыс. долл. [3,с.110-111]. Для европейских стран наличие механизма государственного страхования туристских рисков является обязательным условием членства в ЕС.

В настоящее время основная масса российских туроператоров (более 95%) заключила договоры страхования. Практически все фирмы установили минимальный порог размера финансового обеспечения, который определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее: 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма; 30 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения; 60 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации; 100 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" > Статья 17.2. Размер финансового обеспечения )

Следующим шагом по упорядочению туристского рынка и снижению рисков должно стать создание единой базы данных, в которой находятся все важные сведения о российских и иностранных гражданах, осуществляющих поездки по программам организованного туризма. Это позволит не только вести мониторинг туристского рынка, получать оперативную статистическую информацию, но и принимать меры по идентификации лиц, попавших в кризисные ситуации, и при необходимости оказывать им своевременную помощь.