Выбор стратегии достижения конкурентных преимуществ

конкурентоспособность управленческий преимущество гостиница

Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для организаций данной отрасли или данного рыночного сегмента и удерживать прочные позиции на рынке. Считается, что преимущества предприятия обеспечиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них большую ценность: за счет реализации продукции по более низким ценам (а может, и, наоборот, по более высоким - для престижной продукции), предложения товаров более высокого качества [29, с. 174].

При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой проводятся исследования.

Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются [42, с. 213]: а) лидерство в издержках;б) дифференциация продукции;в) ф окусирование (концентрация); г) ранний выход на рынок (стратегия первоприходца); д) синергизм. Первые три направления М. Портер называет базовими стратегиями, имея ввиду их универсальную применимость.

Следует отметить, что конкурентные преимущества предприятия в отрасли определяются также широтой целевого рынка. Поэтому перед выбором одной из общих стратегий предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов:

− ассортиментный набор продуктов, который оно будет производить, а также тип потенциальных покупателей;

− планируемые каналы распределения продукции;

− регион, в котором оно будет продавать продукцию, а также ряд смежных отраслей, в которых собирается конкурировать [31, с. 514].

При этом предприятие может выбрать массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии.

Далее представлен анализ общих стратегий достижения конкурентных преимуществ.

Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимостью по сравнению с конкурентами. Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство покупателей чувствительны к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли. При этом продукция может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов, либо по текущим рыночным ценам, но в этом случае фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6