Основные понятия и определения организационной культуры

Первые работы, в которых упоминались понятия "организационная культура" или "культура фабрики", появились в начале 50-х годов XX века. Сама же проблема природы и содержания организационной культуры серьезное внимание исследователей привлекла только в конце 1970-х годов. Только в 1984 году Томас Серджовани и Джон Корбалли выпустили первый широко признанный сборник докладов на тему о перспективе организационной культуры, где четко изложили фундаментальные базовые понятия организационной культуры и перспективы символического управления. О.С. Виханский и А.И. Наумов дают следующее определение организационной культуре: " .это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через "символические" средства духовного и материального внутриорганизационного окружения".

Э.А. Смирнов в своей работе "Основы теории организации" приводит следующее определение организационной культуры: " . это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития".

"Организационная культура - совокупность значимых базовых представлений, разделяемым большинством членов организации или ее активным ядром, которая выполняет функцию средства внутренней регуляции и программирования организационного поведения индивидов или группы на символическом уровне". "Организационная культура - обобщенная характеристика уровня развития организации и функционирования социально - экономической системы, то есть объединенных общими целями людей ". Кроме того, необходимо сделать уточнение следующего характера: в каждой организации независимо от ее численности и сферы деятельности существует своеобразная культура, даже если она выражена исключительно через недоверие и сложилась стихийно. М. Коул замечает по этому поводу: "Культура возникает везде, где люди на протяжении какого-то периода времени включены в совместную деятельность". Организационная культура складывается при формировании предприятия, учреждения. В момент создания и в первые годы жизни организации формируется та культура, которая изначально соответствовала представлениям его создателям. Далее культура развивается, наполняется более глубоким смыслом и принимается новыми сотрудниками. Решающий вклад в развитие организационной культуры вносит ее выше руководство. В процессе развития организации, создание отделов можно говорить об организационной культуре подразделения. Выделяют несколько основных признаков организационных культур, по которым они различаются между собой. Особая комбинация таких признаков придает каждой культуре индивидуальность, позволяет ее тем или иным способом идентифицировать. К основным признакам организационной культуры относятся:1) отражение в миссии организации ее основных целей;2) направленность на решение инструментальных (т. е. производственных в широком смысле) задач организации или личных проблем ее участников;3) степень принятия риска;4) мера соотношения конформизма и индивидуализма;5) предпочтение групповых или индивидуальных форм принятия решений;6) степень подчиненности планам и регламентам;7) преобладание сотрудничества или соперничества среди участников;8) преданность или безразличие людей по отношению к организации:9) ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность;10) характер отношения руководства к персоналу;11) ориентация на групповую или индивидуальную организацию труда и стимулирования;12) ориентация на стабильность или изменения:13) источник и роль власти;14) средства интеграции;15) стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников.Существует несколько попыток определить структуру организационной культуры. Среди известных наиболее удачной является предложение Ф. Харриса и Р. Морана рассматривать организационную культуру на основе 10 характеристик. Эти характеристики следующие:

Перейти на страницу:
1 2 3 4