Структура федеральных органов государственного управления охотничьим хозяйством, и этапы ее формирования

Следствием этого непродуманного решения стало разрушение системы государственного учета и государственного мониторинга охотничьих животных и прекращение деятельности 56 государственных заказников федерального значения. Многочисленные обращения ученых, публикации в средствах массовой информации о необходимости исправления сложившейся по вине чиновников ситуации не нашли поддержки в органах государственной власти.

Созданная структура федеральных органов исполнительной власти не вписывалась в действующее российское законодательство, в связи с чем в целый ряд федеральных законов, включая закон о животном мире, стали срочно вноситься изменения.

В декабре 2004 года вносятся изменения в Федеральный закон «О животном мире», в котором законодатели пытаются разграничить компетенцию федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Органам власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета передаются полномочия: по охране и воспроизводству охотничьих животных за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения; по выдаче именных разовых и распорядительных лицензий; по регулированию использования, ведению учета и кадастра охотничьих животных за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, подпадающих под действие международных договоров, а также отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении. Перечень особо ценных в хозяйственном отношении охотничьих животных поручалось утвердить Минсельхозу.

Наделяя органы власти субъектов Российской Федерации полномочиями, финансируемыми за счет субвенций, законодатели лишили их собственных полномочий, предоставленных им ранее на основании Конституции Российской Федерации. Более того, разграничение полномочий по видам охотничьих животных подразумевало, что на одной и той же территории должны находиться соответствующие федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации, выполняющие одни и те же функции только по разным видам охотничьих животных.

Не имея возможности осуществлять на территориях субъектов Российской Федерации предусмотренные этим законом функции по охране, воспроизводству и регулированию использования охотничьих животных, Минсельхоз, тем не менее, оставляет в своем ведении около 90 процентов охотничьих животных, ограничивая, таким образом, полномочия органов власти субъектов Российской Федерации.

В декабре 2005 года в закон «О животном мире» вновь вносятся изменения. На этот раз законодатели исправляют свою ошибку, возвращая органам власти субъектов Российской Федерации неправомерно изъятые у них полномочия, а также возлагают на них контроль и надзор за объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты за исключением объектов, обитающих на особо охраняемых природных территориях, подпадающих под действие международных конвенций и занесенных в перечень особо ценных в хозяйственном отношении охотничьих животных. Принятие этого закона также не улучшает сложившейся в охотничьем хозяйстве ситуации.

В сентябре 2005 года указом президента упраздняется Федеральное агентство по сельскому хозяйству, а его функции возлагаются на министерство. В структуру Минсельхоза вносятся изменения - в одном из департаментов образуется отдел охотничьего хозяйства со штатной численностью 6 человек, затем преобразованный в департамент с численностью 45 сотрудников.

Однако в субъектах Российской Федерации у министерства нет территориальных органов. Произошедшие с момента создания Россельхознадзора изменения в управлении охотничьим хозяйством носят в основном негативный характер. В ходе непродуманной реорганизации была разрушена десятилетиями создаваемая система управления и контроля за охотничьим хозяйством. Разрушена также система государственного учета, мониторинга и регулирования использования охотничьих животных. С ликвидацией региональных охотуправлений стало невозможно проводить федеральные целевые учеты численности охотничьих животных. Сотрудники государственного охотничьего надзора потеряли самостоятельность и лишились права на хранение и применение оружия, специальных средств и т.д.

В декабре 2006 года в Федеральный закон «О животном мире» вновь вносятся изменения, в которых в очередной раз предпринимается попытка разграничения полномочий в области охраны и использования объектов животного мира между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Теперь практически все полномочия в области охраны и использования охотничьих животных переданы с федерального уровня органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Издается ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Согласно этому закону начиная с 1 января 2008 года для осуществления переданных федеральных полномочий в каждом субъекте должен быть создан специальный орган государственной власти, структура и назначение руководителя которого согласовываются с Минсельхозом России. В 2010году вновь происходит новый виток реформирования охотничьей отрасли. Из состава министерства сельского хозяйства РФ вывыводится департамент охотничьего хозяйства. Полномочия по государственному охотничьему надзору передаются от Россельхознадзора федеральной службе Росприроднадзора. Во многих регионах Российской Федерации делаются попытки выстроить вертикаль исполнительной власти по новому и охотничьи структуры передаются местным органам власти специально уполномоченным в сфере экологии и природных ресурсов.

Перейти на страницу:
1 2 3 4