Конкурентоспособность и конкурентные преимущества: понятия и основные принципы

Маркова В.Д. в своей работе «Стратегический менеджмент» определяет конкурентное преимущество как «положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей» [33, с. 125]. Конкурентное преимущество, по Р.А. Фатхундинову, − это, прежде всего, «какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами» [50, с. 200].

Панов А.И. в книге «Стратегический менеджмент» приводит следующие принципы, которым должны отвечать конкурентные преимущества, чтобы считаться стратегическим фактором успеха:

обеспечивать уникальность собственной марки по сравнению с конкурирующими в течение длительного времени, через соотношение сильных сторон данной фирмы со слабыми сторонами соперника;

удовлетворять специфические потребности клиента;

выявлять специфические способности и ресурсы предприятия, которые должны быть оригинальными по сравнению с конкурирующими предприятиями [40, с. 244].

Следовательно, высокие достижения на рынке у предприятия будут только в том случае, если оно сумеет добиться конкурентных преимуществ, опираясь на главные факторы успеха в своей отрасли. На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ Фатхундинов Р.А. [50, с. 205] предлагает осуществлять их классификацию по следующим признакам:

по отношению к системе;

по сферам возникновения преимущества;

по содержанию фактора преимущества;

по методу или средству получения преимущества;

по месту реализации преимущества;

по времени реализации преимущества

по виду получаемого конечного результата.

Подробная классификация конкурентных преимуществ объектов представлена в приложении А и И. Конкурентные преимущества организации также включают в себя конкурентные преимущества персонала и товара или услуг.

Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними и внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособен в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности.

Внутренние конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные. К наследственным конкурентным преимуществам персонала относят: способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности), темперамент, физические данные. К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относят: деловые качества (образование, специальные знания, навыки и умения), интеллигентность и культура, целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива), характер (отношение к другим, к себе, к вещам), эмоциональность (умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость, зависть), общительность, коммуникабельность, организованность, возраст и др.

Отнесение конкурентных преимуществ персонала к наследственным или приобретенным в какой-то мере условно. Например, способность к данному виду деятельности развивается по мере накопления опыта в данной сфере. Остальные аспекты способности - одаренность, талант, гениальность - в большей мере являются наследственными. Физические данные человека среднестатически определяются наследственными факторами. Индивидуум тренировкой и другими способами может улучшить свои наследственные параметры [32, с. 112].

Приведенный перечень конкурентных преимуществ персонала является ориентировочным, в конкретном коллективе он всега уточняется. Преимущества конкретной категории работников должны быть согласованы с миссией и стратегией социальной или производственной системы, в которой он трудится.

Перейти на страницу:
1 2 3 4