Анализ методических подходов к формированию стратегии развития организации

Рис. 1.2. Пять конкурентных сил, определяющих прибыльность отрасли

Значение каждой из этих сил меняется в зависимости от отрасли и определяется, в конечном счете, ее прибыльностью.

Существует, по меньшей мере, четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы (соответствующие им типы компаний - виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты, каждый из которых ориентирован на разные экономические условия и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия) (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества

Виолентная («силовая») стратегия. Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и услуг.

Патиентная (нишевая) стратегия. Патиентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации.

Коммутантная (соединяющая) стратегия. Коммутантная стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Именно коммутантная стратегия преобладает среди новых российских частных фирм.

Эксплерентная (пионерская) стратегия. Эта стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых или кардинальных преобразований старых сегментов рынка. В современной России эксплерентов мало. Но перспективы развития этого типа предприятий в стране с большим научным потенциалом неоспоримы.

Отсутствие стратегии или ошибки в ее выборе ведут к бесцельной растрате и без того ограниченных ресурсов.

Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7