Анализ методических подходов к формированию стратегии развития организации

В последнее время весьма актуальным стало понятие «долгосрочная стратегия развития». Однако реальная практическая польза от разработки полномасштабной бизнес-стратегии зачастую оказывается ничтожной и не идет ни в какое сравнение с затраченными усилиями и временем. Вместе с тем четкий план развития все-таки необходим. Необходимо выяснить основную причину недостаточной практической применимости долгосрочных стратегических программ и найти способ ее устранения.

Прежде всего, необходимо точно определить, кто и почему заинтересован в разработке долгосрочных стратегических программ, так как от этого будет зависеть желаемый конечный результат. В первую очередь это крупные предприятия любых форм собственности, реализующие или планирующие к реализации масштабные проекты. Такие проекты требуют столь значительных средств и времени для своего осуществления, что оказывают существенное влияние на деятельность всего предприятия в целом, а значит, необходимо разработать не только бизнес-план проекта, но и увязанную с ним комплексную долгосрочную программу развития, т.е. стратегию. Более того, чем крупнее бизнес, чем масштабнее проект, тем более глобальны его цели, в конечном счете, начинающие коррелировать с целями и устремлениями общества, государства. Гарантией того, что эти цели не вступят в разрушительное для бизнеса противоречие друг с другом, и является долгосрочная стратегия развития, соответствующим образом задекларированная и исполняемая.

Следует отметить, что стратегия важна не только для предприятий-гигантов. В условиях, когда владельцы отходят от непосредственного управления предприятием, утвержденные долгосрочные стратегические программы остаются главным инструментом, позволяющим им направлять и контролировать деятельность наемных менеджеров.

В управлении современным маркетингом наиболее целесообразно применение системы стратегического планирования с ранжированием стратегических задач. Этот процесс заключается в следующем. Вначале рекомендуется провести анализ перспектив предприятия, т. е. выяснить неблагоприятные тенденции, опасные зоны предпринимательства, установить, где предприятие может иметь наилучшие шансы для развития, оценить возможность появления различных чрезвычайных ситуаций, которые могут оказать воздействие на выбранную линию развития. Удачное определение перспектив позволяет предотвратить выход фактических результатов деятельности за пределы оценённого диапазона развития.

Основными задачами стратегического планирования являются:

- определение необходимых политических решений;

- оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции;

- оценка необходимых производственных мощностей в будущем;

- предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.

Можно сделать вывод, что первоочередной задачей планирования является анализ текущего и будущего положения предприятия. От его результатов зависят постановка целей и выбор стратегий для их достижения.

В число потенциальных преимуществ, которые дает разработка стратегического плана, входит:

- улучшение качества организационной работы;

- наличие четкого представления о направлении движения к будущему;

- возможность своевременного решения главных организационных проблем;

- достижение более высоких экономических показателей.

Одним из приемов при проведении анализа стратегии является прогнозирование и представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики, и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7