Анализ методических подходов к формированию стратегии развития организации

Одним из возможных решений является концентрация на тех аспектах долгосрочной программы развития, которые в наименьшей степени подвержены изменениям в зависимости от колебаний внешних факторов. Меняться может почти все: сроки, масштабы, объемы, ресурсы и т.д. Практически неизменной остается только последовательность выполнения действий, так как она основана на логических, жестких причинно-следственных связях между отдельными шагами, где каждый предыдущий шаг делает возможным совершение последующего. Как можно более подробно описав именно такую последовательность, мы получим стратегическую программу, достаточно понятную и детализированную для того, чтобы служить руководством к практической деятельности, но в то же время сравнительно устойчивую в широком диапазоне колебаний внешних факторов.

Основное преимущество предлагаемой методики - возможность в рамках разработки долгосрочных бизнес-стратегий описывать детализированные наглядные программы практических действий подразделений предприятия даже в условиях больших горизонтов планирования и высокой степени неопределенности прогнозов. Применение этой методики позволит устранить разрыв между системами стратегического планирования и оперативного управления, обеспечить практическое достижение определяемых собственниками и топ-менеджментом долгосрочных стратегических целей.

В практике стратегического анализа принято делить внешнюю среду предприятия на два «больших блока»: среду макроокружения и среду непосредственного окружения (микросреда). Совокупность факторов внутренней и внешней среды предприятия, можно обозначить как маркетинговую среду предприятия: по определению Т.А.Гайдаенко, маркетинговая среда предприятия - это «совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и внутри него и влияющих или имеющих возможность влиять на его рыночные решения».

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями. В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. Факторы среды косвенного воздействия не оказывают прямое немедленное воздействие на предприятие, но, все-таки, сказываются на нем (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Факторы среды косвенного воздействия

Несмотря на то, что общее внешнее окружение (факторы среды косвенного воздействия) обычно не влияют на предприятие также заметно, как факторы среды прямого воздействия, руководству необходимо учитывать их. При исследовании среды косвенного воздействия опираются, прежде всего, на прогнозы.

Анализ макросреды имеет ряд преимуществ, которые позволяют:

) лучше понимать значение изменений, происходящих в макросреде;

) лучше оценить обстановку, в которой функционируют отрасли и рынки;

) лучше понимать роль международных организаций;

) повышать уровень качества принятия решений, связанных с размещением ресурсов;

) обеспечивать управление рисками;

) сосредоточивать внимание на первичных признаках стратегических перемен;

) действовать как система раннего предупреждения. При этом предприятия могут ориентироваться во времени, чтобы успеть спрогнозировать новые возможности и потенциальные угрозы, а также вовремя разработать соответствующие ответные ходы.

Существуют различные методики, с помощью которых можно определить уровень развития предприятия, влияние на него факторов внешней и внутренней среды.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7